Законы о социальной рекламе
В этой статье речь пойдёт о законодательстве Российской Федерации, так или иначе касающемся размещения социальной рекламы. О том, как разместить в своём городе социальную рекламу, читайте в этой статье.
Здесь мы ответим на следующие вопросы:
– Что такое социальная реклама с точки зрения законодательства?
– Обязаны ли рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу?
– На каких условиях и в каком объёме рекламные компании и СМИ должны размещать социальную рекламу?
– Нужно ли учитывать авторское право в социальной рекламе?
– Какие в законодательстве есть требования к социальной рекламе?
В первую очередь, в данной сфере нужно опираться на Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года в свежей редакции, находящейся в свободном доступе, к примеру, в системе «КонсультантПлюс». В этом законе социальной рекламе посвящена отдельная статья (10-ая).
С точки зрения российского законодательства, социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
Отметим некоторые другие понятия, использующиеся в законе:
рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В статье 10 данного закона говорится об особенностях размещения социальной рекламы и требованиях к её содержанию:
Статья 10. Социальная реклама
1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
6. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
В принципе, многое понятно из самого текста. Но некоторые моменты требуют дополнительного разъяснения. Например, не совсем ясно из текста статьи, является ли размещение социальной рекламы обязательным для рекламораспространителя? И если да, то в каком объёме?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось обратиться в ФАС России с просьбой дать некоторые разъяснения.
Вот ответ:
Что становится понятно из этого письма?
1. Закон не обязывает рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу в каком-либо объёме. Он лишь обязывает их предоставлять время/площадь для возможности распространения социальной рекламы (в пределах 5% от годового объёма деятельности в натуральном выражении).
2. Условия, на которых размещается социальная реклама, являются договорными между заказчиком рекламы и её распространителем. Закон не устанавливает обязательное условие безвозмездности (бесплатности) размещения социальной рекламы, поэтому эти условия могут быть вплоть до коммерческих без предоставления каких-либо льгот.
3. Содержание социальной рекламы определяет её заказчик, но решение о её размещении принимает только рекламораспространитель. То есть он вправе и отказать в размещении, если ему что-то не понравилось.
4. Обязательный объём времени/площади рекламного пространства, предоставляемого для распространения социальной рекламы, обозначен как в «пределах 5%» от годового. То есть больше 5% – уже необязательно.
Пример:
Рекламная компания размещает рекламу на щитах 3х6 метров. Годовой объём размещаемой рекламы составляет 500 щитов. Сама она не обязана размещать социальную рекламу, но обязана предоставлять места для возможности размещения социальной рекламы по заказу иных лиц (государственные органы власти, НКО, физические лица) в количестве в пределах 10 щитов (то есть 5%). Грубо говоря, эти места как бы резервируются под потенциальное размещение социальной рекламы. Далее, если в компанию обращаются заказчики социальной рекламы, то она принимает решение о том, размещать данную конкретную рекламу или нет. Рекламораспространитель может отказать в размещении, например, если посчитает, что данная реклама нарушает авторские права, закон о рекламе или является неэтичной, оскорбляющей и т.д. Если же претензий нет, то реклама размещается. При этом условия размещения социальной рекламы являются сугубо договорными, то есть могут подразумевать как возмездную, так и безвозмездную основу – тут уж как договориться.
Из этой нормы вытекает, что количество социальной рекламы, которое мы наблюдаем в эфире телеканалов, на страницах журналов и газет, на внешних стационарных рекламных конструкциях и т.д., зависит, главным образом, от активности рекламодателей (заказчиков) социальной рекламы. Инициаторы предлагают – СМИ и рекламные компании размещают. Нет предложений – нет и размещения.
Как стать инициатором размещения социальной рекламы в своём городе, читайте в этой статье.
Также дело упирается и в эти пресловутые 5% от годового объёма. Это, конечно, очень мало. В конце 2015 года заговорили об инициативе увеличить этот процент до 20:
«Депутат нижней палаты парламента Иван Сухарев (ЛДПР) направил обращения на имя министра культуры России Владимира Мединского и главы Роспечати Михаила Сеславинского с просьбой пересмотреть текущую политику по присутствию социальной рекламы в российских СМИ. Как отметил законодатель, сегодня наблюдается недостаток качественный социальной рекламы, место которой заняла массовая коммерческая реклама, не всегда уместного содержания. Данная ситуация непосредственно влияет на низкую заинтересованность общества социальными и культурными проблемами, более того, не позволяет многим социальным проектам развиваться, акцентировать на себе внимание граждан и находить необходимое количество меценатов.
Сегодня действующим законодательством о рекламе предусмотрено обязательное заключение договора на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой рекламодателями рекламы. Как заметил Сухарев, данный процент «несерьезен и требует корректировки», в связи с чем в настоящее время рассматривается возможность внесения законопроекта, согласно которому рекламораспространитель будет обязан выделить на социальную рекламу не менее 20% годового объема рекламы.
Подобное четырехкратное увеличение объема социальной рекламы, как считает автор обращений, станет действенным шагом по изменению модели социального поведения и привлечет внимание граждан к актуальным социальным и культурным проблемам.
В пресс-службе Министерства культуры России сообщили, что ведомство изучит предложение депутата об увеличении объема социальной рекламы в СМИ и сформирует свой ответ».
Но пока это всё лишь слова. Также отметим, что ещё в 2008 году в Государственную Думу был внесён на рассмотрение законопроект, предусматривающий значительные поправки в статью 10 ФЗ «О рекламе». Предлагалось усилить роль государства в сфере размещения социальной рекламы, обязать рекламораспространителей именно размещать социальную рекламу, а также существенно увеличить количество социальной рекламы. Однако в 2008 году законопроект не был принят и формально он до сих пор находится на рассмотрении (уже больше 7 лет). Текущий результат его рассмотрения – решение о создании специального ответственного комитета. В общем, тоже получилась пока что лишь болтовня. Поговорили и забыли.
Помимо Федерального закона «О рекламе», при создании социальной рекламы следует принимать во внимание и нормы авторского права. Изображения для создания материалов следует либо брать в бесплатных фотобанках, либо проверять, чтобы автор давал согласие на использование и изменение его фотоработы в некоммерческих целях.