Зачем нужна социальная реклама?
Порой встречается мнение, что социальная реклама – явление бесполезное, мол, кто курит и пьёт, тот так и будет пить и курить; кто мусорит, тот так и будет мусорить дальше, а на социальные плакаты всем будет наплевать, а потому социальная реклама не нужна. В этой статье мы изложим своё видение того, для чего всё-таки нужна социальная реклама и почему.
Общество, в котором мы с вами живём, далеко не идеально. В нём существует очень много различных проблем, в том числе социального характера. Большое внимание обращают на себя проблемы, связанные, например, с загрязнением окружающей среды, с употреблением алкоголя, с табакокурением. Их можно пытаться решать путём введения запретов и ограничений на продажу и употребление алкогольных и табачных изделий; путём повышения размеров штрафов за неисполнение законов; путём повышения контроля за соблюдением экологического, антиалкогольного и антитабачного законодательства. Все подобные меры, конечно, дают некоторый эффект, но всё же он оказывается недостаточным для существенного продвижения в решении указанных проблем. Для более эффективного их решения необходимо воздействовать на их первопричину, лежащую в сознании, в мировоззрении людей. Ведь тот человек, который не ценит чистоту на улицах города, не станет выбрасывать мусор в урну, даже если она будет в 3 метрах от него, а бросит его на тротуар или газон; тот человек, который не думает о здоровье окружающих его людей, будет продолжать курить в людных местах, даже если там находятся дети, и на замечания реагировать не будет, думая лишь о себе; а тот, кто решительно хочет опохмелиться, найдёт, где приобрести алкоголь даже ночью, а распить его сможет даже днём в любом общественном месте, так как контроль со стороны полиции недостаточен, чтобы уследить за всеми нарушениями. В общем, злонамеренный человек всё равно найдёт какую-нибудь лазейку в законодательстве, воспользуется недостаточностью контроля за его соблюдением, и совершит какое-нибудь вредное для общества действие. Именно поэтому для решения такого рода проблем в обществе, в первую очередь, необходимо воздействовать на сознание людей, на их мировоззрение и систему ценностей.
Одним из способов такого воздействия является социальная реклама. По закону рекламные компании и СМИ не обязаны размещать социальную рекламу, да и вообще законодательство в этой сфере в нашей стране запущено. Поэтому в рекламных сообщениях, с которыми мы каждый день сталкиваемся, мы наблюдаем крайне мало социальных призывов. В основном, это коммерческая реклама. А между тем, социальные проблемы никуда не деваются и требуют решения.
Мы не станем никого заверять в том, что социальная реклама крайне эффективна в решении различных социальных проблем (курение, употребление алкоголя, грязные улицы и т.д.), однако от неё следует ждать некого эффекта. Дело в том, что любая передача информации – есть управление. И призывы вести здоровый образ жизни, соблюдать чистоту и моральные принципы откладываются в сознании людей, особенно детей и молодёжи. Их ум, в отличие от закостенелых умов многих людей в возрасте, ещё достаточно гибок и способен к переменам. На них, в первую очередь, и нацелена наша социальная реклама. Мы хотим привить им правильные, здоровые, разумные ценности. Будь то здоровый образ жизни, соблюдение чистоты и порядка на улицах, забота об экологии, нравственность, соблюдение моральных принципов и норм. Эффект от социальной рекламы проявит себя в долгосрочной перспективе. При этом то, что мы делаем, необходимо делать прямо сейчас, незамедлительно. Иначе может быть слишком поздно.
Посмотрите, какие телепередачи, фильмы и сериалы смотрит современная молодёжь…
Примеров можно приводить очень много.
Чему молодёжь научится от них? В современном обществе людям навязываются ценности потребительства, курение, употребление алкоголя, пошлость, разврат, насилие, безнравственность, аморальное и безответственное поведение… И эта пропаганда производит определённый эффект, особенно на детей и подростков, внушая им ложные деградационные ценности. К сожалению, многие молодые люди не склонны к критическому восприятию информации и к самостоятельному мышлению, потому они и впитывают, как губка, внушаемые им модели поведения («курить – признак взрослости»; «алкоголь – неотъемлемый атрибут любой вечеринки»; «настоящий студент не думает об учёбе и заботиться лишь о развлечениях» и т.д.) В результате мы имеем дело с тем, что дети начинают курить в первом классе, подростки распивают алкоголь чуть ли не каждый день, а наши студенты думают не о науке и общественных проблемах, а о том, где бы достать пойло на ближайшую вечернику. Очевидно, что этой пропаганде зла нужно давать ответ. И таким ответом может служить и социальная реклама (наряду с другими методами, среди которых есть, конечно, и более эффективные).
Социальная реклама выступает ещё и в качестве способа выражения гражданской позиции, способствует объединению активных граждан, неравнодушных к будущему своей страны. Простые люди не в состоянии быстро повлиять на комплекс сложившихся социальных проблем, так как они не могут принимать соответствующие законы, переустраивать экономику и социальную сферу, повышать качество образования и вести идеологическую пропаганду на государственном уровне на телевидении, в СМИ и т.д. Зато они могут делать нечто посильное, в том числе заниматься социальной рекламой. Общественники имеют возможность не только самостоятельно выбирать темы плакатов, делая акцент на действительно важных и актуальных вопросах, но ещё и раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки работы в графических и видеоредакторах, а также приобрести организационный опыт в общении с различными организациями, органами власти и населением. Социальная реклама может стать вашим хобби, с помощью которого вы сможете развивать свою личность и совершенствовать мир вокруг себя, привлекать к общению и объединяться с такими же активными неравнодушными людьми, придумывать всё новые совместные проекты, постепенно наращивая потенциал для дальнейшей общественной деятельности.
Читайте также цели и задачи социальной рекламы.
Социальная реклама в том виде как она представлена в статье — это один из путей выращивания нового, идущего на смену прогнившей системе , уже заведшей страну в тупик. В результате всё у большего числа россиян наблюдается «синдром неудовлетворённости происходящим», в том числе у людей, казалось бы обеспеченных, успешных предпринимателей.
Почитайте у Экзитерры пост о социальной рекламе. Честное слово, некоторые примеры настолько проникновенны, что мороз по коже бежит https://exiterra.com/blog/reklama/sotsialnaya-reklama-primery-kreativnogo-dizayna/