История социальной рекламы в Российской империи
В предыдущей статье мы обсудили понятие социальной рекламы, теперь поговорим об истории социальной рекламы в России. Как она возникла и как развивалась.
История социальной рекламы в России уходит своими корнями во вторую половину 17-го века, когда в жизни простых русских людей появляется новый вид народного творчества — лубок. Это был особый вид графики, исполняемый в технике ксилографии, гравюры на меди и литографии, который затем дополнялся от руки. Русский лубок выгодно отличался своей красочностью и доступностью образов, которые были понятны людям. В жанре лубка выделяют, так называемый, жанр «назидательного лубка», в рамках которого освещались такие темы, как нравственность, отказ от пороков, пьянства, азартных игр и многого другого. Рассмотрим некоторые из таких лубков (щёлкните для увеличения):
В 18 веке среди тем лубков также можно встретить пропаганду прививок против оспы.
В царской России мораль общества и его мировоззренческие установки определялись в основном православной церковью и религией, а вся социальная реклама до революции была скорее произведением искусства, ведь занимались ей известные русские живописцы, такие как братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Леон Бакст и другие. Одна из ключевых тематик социальной рекламы того времени — трезвый образ жизни:
В начале XX-го века появляются первые журналы с социальной рекламой. Один из известных, это журнал «Нива», где можно было встретить социальную рекламу против пьянства и курения:
Также стоит остановиться и на такой тематике, как благотворительность, которая также была сильно развита в царской России. В основном это были плакаты, которые призывали сдавать деньги в пользу голодающих, так как неурожаи в деревнях случались регулярно, и плакаты о сиротах и больных туберкулёзом. На этих плакатах хорошо видна связь социальной рекламы и церкви, например, купить пасхальное яичко на Пасху:
Плакаты того времени носили практический характер, то есть призывали к конкретным действиям, так как малообразованные люди вряд ли смогли бы понять суть абстрактных идей и призывов. Хотя и сейчас большинство людей не способно понять сложные идеи, затрагиваемые социальной рекламой.
Отдельно стоит упомянуть движение Белого цветка, которое получило мощную поддержку напрямую от царской семьи. Данное движение зародилось в Швеции, где в 1 мая 1908 года успешно отметили день белого цветка, посвящённый дню солидарности с больными туберкулёзом. Белая ромашка — это естественный антибиотик против туберкулёза, поэтому неудивительно, что именно он стал символом этого движения (другое название «день белой ромашки«). Праздник перекочевал из Швеции сначала в Финляндию, затем в Польшу и Российскую империю. В нашей стране он получил огромную поддержку в связи с тем, что Николай Александрович Романов (сын Александра II) погиб из-за туберкулёза. Поэтому императорская семья во главе с императором лично покровительствовали движению «Белого цветка». В том же 1908 году была создана секция по борьбе с туберкулёзом при отделе «Русского общества охранения народного здравия». В рамках этой секции были созданы специальные студенческие и просветительские комиссии, которые занимались проведением лекций, созданием плакатов с социальной рекламой, различного рода воззваний и тому подобного. Давайте взглянем на некоторые плакаты, связанные с днём белого цветка:
В дальнейшем во всём мире разгорается пламя Первой мировой войны, поэтому социальная реклама должна была начать работать в новых реалиях.
Далее — История социальной рекламы в России в эпоху Первой мировой войны.