Социальная реклама в России

История социальной рекламы в Российской империи

В предыдущей статье мы обсудили понятие социальной рекламы, теперь поговорим об истории социальной рекламы в России. Как она возникла и как развивалась.

История социальной рекламы в России уходит своими корнями во вторую половину 17-го века, когда в жизни простых русских людей появляется новый вид народного творчества — лубок. Это был особый вид графики, исполняемый в технике ксилографии, гравюры на меди и литографии, который затем дополнялся от руки. Русский лубок выгодно отличался своей красочностью и доступностью образов, которые были понятны людям. В жанре лубка выделяют, так называемый, жанр «назидательного лубка», в рамках которого освещались такие темы, как нравственность, отказ от пороков, пьянства, азартных игр и многого другого. Рассмотрим некоторые из таких лубков (щёлкните для увеличения):

Я есть хмель


О глупой жене

Урок мужьям дуракам

Щипли себя за нос

В 18 веке среди тем лубков также можно встретить пропаганду прививок против оспы.

 

В царской России мораль общества и его мировоззренческие установки определялись в основном православной церковью и религией, а вся социальная реклама до революции была скорее произведением искусства, ведь занимались ей известные русские живописцы, такие как братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Леон Бакст и другие. Одна из ключевых тематик социальной рекламы того времени — трезвый образ жизни:

Хмель вино

Пьянство есть корень всякого зла

Жизнь трезвого и пьяницы

Пьянство есть корень всякого зла

В начале XX-го века появляются первые журналы с социальной рекламой. Один из известных, это журнал «Нива», где можно было встретить социальную рекламу против пьянства и курения:

Не кури

Почему мужчины пьют

Также стоит остановиться и на такой тематике, как благотворительность, которая также была сильно развита в царской России. В основном это были плакаты, которые призывали сдавать деньги в пользу голодающих, так как неурожаи в деревнях случались регулярно, и плакаты о сиротах и больных туберкулёзом. На этих плакатах хорошо видна связь социальной рекламы и церкви, например, купить пасхальное яичко на Пасху:

Купите расное яичко

Купите расное яичко

Купите расное яичко

Плакаты того времени носили практический характер, то есть призывали к конкретным действиям, так как малообразованные люди вряд ли смогли бы понять суть абстрактных идей и призывов. Хотя и сейчас большинство людей не способно понять сложные идеи, затрагиваемые социальной рекламой.

Большой благотворительный базар кукол

На продовольственную помощь малоимущеим

 

Отдельно стоит упомянуть движение Белого цветка, которое получило мощную поддержку напрямую от царской семьи. Данное движение зародилось в Швеции, где в 1 мая 1908 года успешно отметили день белого цветка, посвящённый дню солидарности с больными туберкулёзом. Белая ромашка — это естественный антибиотик против туберкулёза, поэтому неудивительно, что именно он стал символом этого движения (другое название «день белой ромашки«). Праздник перекочевал из Швеции сначала в Финляндию, затем в Польшу и Российскую империю. В нашей стране он получил огромную поддержку в связи с тем, что Николай Александрович Романов (сын Александра II) погиб из-за туберкулёза. Поэтому императорская семья во главе с императором лично покровительствовали движению «Белого цветка». В том же 1908 году была создана секция по борьбе с туберкулёзом при отделе «Русского общества охранения народного здравия». В рамках этой секции были созданы специальные студенческие и просветительские комиссии, которые занимались проведением лекций, созданием плакатов с социальной рекламой, различного рода воззваний и тому подобного. Давайте взглянем на некоторые плакаты, связанные с днём белого цветка:

День белого цветка

Купите белый цветок ромашки

Всероссийская лига борьбы с туберкулёзом

В дальнейшем во всём мире разгорается пламя Первой мировой войны, поэтому социальная реклама должна была начать работать в новых реалиях.

ДалееИстория социальной рекламы в России в эпоху Первой мировой войны.

Добавить комментарий