История социальной рекламы в России в эпоху Гражданской войны
В предыдущей статье мы кратко познакомились с использованием социальных плакатов во время Первой мировой войны. Продолжим наш экскурс в историю и вспомним Гражданскую войну.
В 1917 году происходит Октябрьская революция, организованная большевиками. В ответ на революцию происходит реакция в виде различных (в том числе монархических) сил не согласных с действиями большевиков, которые разогнали Учредительное собрание. Две эти силы обычно называют «красные» и «белые», и именно эти силы развязывают в стране кровопролитную войну, деля её на двое даже в семьях. Социальная реклама теперь выступает в основном в качестве пропаганды.
Пропаганда белых
Фактически, у белых был лишь один лозунг, вокруг которого они выстраивали свою пропаганду — это «Россия Единая, Великая и Неделимая». По сути это было реакцией на желание красных строить интернационал, устраивать мировую революцию и дать нациям свободу самоопределения в ущерб целостности России. Ни один из лидеров Белого движения не хотел признавать разделение России или потерю ей каких-либо территорий, даже когда вероятность вернуть потерянные территории была практически равна нулю. Также был и второй принцип, которого придерживались белые — это «непредрешение», то есть отказ от какого-то решения насчёт будущей формы устройства государства.
Пропаганда белых против красных делала упор на «азиатчине» красных, интернационализме, обвинению в связях с немцами, уничтожению церквей и прочем. Себя же они старались показать в образе тех, кто сумеет объединить страну, решить земельный вопрос и поведёт Российскую империю к светлому будущему.
К примеру, вот группа плакатов, которые создают образ единой России, на одном из которых также виден образ богатыря, который убивает красного змея, который плотным кольцом обхватил сердце России.
Ещё один сильный аргумент против большевиков — это их отношение к церкви и православию:
В то время как белогвардейцы наоборот обращались к вере и религии:
Нужно не забывать, что во время Гражданской войны шла активная интервенция со всех сторон в нашу страну. Западные империалисты были против становления большевизма в России, поэтому они активно помогали белогвардейцам, что отразилось в пропаганде:
При этом большевиков они обвиняли в связи с немцами, которые спонсировали революцию, дабы вывести нашу страну из войны. Правда после поражения Германии в Первой Мировой войне, правительство большевиков не рухнуло вслед за «спонсорами», поэтому среди белых офицеров начал нарастать когнитивный диссонанс. После многие белые офицеры переходили на сторону Красных (Будёный, например), потому что осознавали, что это за ними стоят интервенты, а за большевиками только народ:
И как в любой войне шла активная демонизация своего противника, чтобы солдатам было психологически легче идти на войну и убивать друг друга. Враги постоянно сравнивали друг друга с какими-то монстрами:
В 1919 году появляется белогвардейский плакат «Отчего вы не в армии?», который обладает рядом недостатков и не может соперничать с аналогичным плакатом красных (см. ниже). Вообще, плакат был перерисован с итальянского постера, шрифт плаката в стиле модерн вызывает непонятные смыслы, а также плохо читаем. Обращение на «вы» здесь вообще неуместно, так как не создаёт необходимого контакта между потенциальным новобранцем и плакатом:
Красные (как, впрочем, и белые) нередко устраивали террор в сёлах и деревнях, поэтому такие события давали хорошую основу для белой пропаганды:
Интернационализм также подвергался жёстоким нападкам в самых извращённых формах. К примеру, известно, что в Красной армии воевали китайцы и латыши, так как коммунисты действовали исходя из классовой теории Маркса. Она гласит, что каждый человек будет поступать в интересах своего класса, отстаивая эти интересы. Поэтому с точки зрения большевиков не было разницы между китайцем и русским, если они оба принадлежали рабочему классу (или буржуазному). Факты присутствия иностранных подразделений были подарком для белогвардейской пропаганды:
Пропаганда красных
Так как большевики следовали идеологии марксизма-ленинизма, то и все цели в социальной рекламе/пропаганде у них были соответствующими: мировая революция; построение интернационала; диктатура пролетариата; уничтожение частной собственности на средства производства; отделение церкви от государства, а порой и жестокое уничтожение храмов и святынь; пропаганда знаний, повышение уровня грамотности; электрификация сёл и деревень и многое другое.
Стоит отметить такую историческую фигуру, как Дмитрий Стахиевич Орлов, больше известный под псевдонимом Д. Моор. Он был художником и одним из основоположников советского политического плаката. Создавал агитационные плакаты, которые были направлены против белого движения, стран Антанты, религии, церкви и, конечно, буржуазии, как класса и строя. Нередко плакаты Моора вывешивались в церквях и на входах в храмы, где высмеивалась религия, церковь, Бога и сами служители церкви. Многие его плакаты призывали отбирать у церкви её имущество и пускать на дело революции. Самым известным произведением Моора в годы Гражданской войны является агитирующий плакат «Ты записался добровольцем?». Стоит заметить, что первыми такой подход применили англичане в годы Первой мировой войны, но и этот плакат не уступает по качеству своему предшественнику. На протяжении всего периода Гражданской войны проходили различные мобилизационные кампании для укрепления фронтов. Такие агитационно-призывные плакаты были не просто дополнением к кампании, а одним из главных её звеньев. Достаточно посмотреть на выражение лица солдата, чтобы почувствовать на себе груз ответственности перед страной. Именно такие мысли должен возбуждать в сознании человека военный агитационный плакат во все времена:
Вторым известным плакатом Моора является «Врангель еще жив, добей его без пощады!», который был создан в тяжёлые для Советской республики годы, когда белогвардейцы, вооружённые Антантой, подступали к Донбассу, после чего планируя захватить Москву:
А вот подборка антирелигиозных плакатов, которые были популярны в то время. Целью этих плакатов было перемолоть сознание русского человека, который очень сильно тяготел к православной религии. Это не удивительно, ведь она формировала его мировоззрение на протяжении тысячи лет. Теперь же православная религия объявлялась вне закона, а церковное имущество подлежало экспроприации:
В противовес религии выдвигалась идеология коммунизма. Здесь видны некие попытки подменить религию в умах людей на другое не менее догматичное учение:
Стоит отметить и главную заслугу советской власти — тотальное повышение грамотности народа, вне зависимости от классовой принадлежности. Только знания освобождают путь к построению коммунизма и делают человека свободным:
Отдельно стоит упомянуть известный лозунг из манифеста коммунистической партии «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Данный лозунг старался отразить единство всего рабочего класса на планете, показать их общность интересов, что им нечего делить между собой, что рабочих специальной стравливают друг с другом в различных империалистических войнах:
Ещё один важный момент политики и идеологии коммунистов — это равенство прав мужчин и женщин. Теперь женщина полноценный член общества, который точно также трудится и участвует в революции:
Конечно, у большевиков была и своя контрпропаганда, направленная против белых и страны Антаны, которые им помогают. Как уже было сказано выше, красные нередко прибегали к террору и массовым убийствам, белые в этом смысле делали тоже самое, поэтому в пропаганде того времени можно заметить обоснованную демонизацию белого движения:
Социальная реклама также была направлена на борьбу с дезертирством, которое принимало огромные масштабы. Так по некоторым оценкам, из красной армии дезертировало солдат больше, чем было вообще у белой:
Как уже писалось выше, большевики были интернационалистами, поэтому они не могли не отметить этого в своей пропаганде:
Также большевики старались объяснить рабочим и крестьянам, за что те сражаются, они старались рассказать им об империализме и его сути:
Белых же старались представить в пропаганде как сторонников самодержавия (что, конечно, было ложью, так как многие из белого движения были против этого), поэтому объяснялась суть самодержавия
Последним из серии социальных плакатов того времени хотелось бы рассмотреть плакат Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых» 1920 года. Плакат выполнен в стиле суперматизма в виде треугольного клинка, который протыкает чёрное пространство:
В итоге большевики одолели всех своих противников и установили свою власть в стране. Они умело использовали социальную рекламу для своих целей, что отчасти и предопределило их победу над белыми. Последние проиграли во многом из-за отсутствия чёткой идеи, которую они хотели преподнести для простых людей. Идея непредрешения государственного устройства могла сплачивать разнородное по политическим взглядам белое движение, но обратной стороной была некая туманность и непонимания того, что они будут строить в будущем. Идеи коммунистов были более притягательны, были новыми и подавались соответствующим образом, чтобы люди их могли понять. К примеру, вместо малопонятного русскому человеку лозунга «экспроприация экспроприаторов» коммунисты заменили его на «грабь награбленное», что достаточно хорошо уложилось в миропонимание наших людей.