Социальная реклама в России

Функции социальной рекламы

В предыдущей статье мы рассмотрели цели и задачи социальной рекламы, а теперь разберём её функции.

В целом социальная реклама выполняет целый ряд функций в обществе, а один конкретный плакат, видеоролик или сообщение с социальной рекламой могут выполнять как одну, так и сразу несколько разных функций. Рассмотрим основные функции социальной рекламы с примерами:

1) идеологическая функция социальной рекламы крайне актуальна для современной России. Её сущность заключается в продвижении неких идей, составляющих основу мировоззрения личности, становлении в обществе доминирующей идеологии и формировании и укреплении идеологической платформы государства, в том числе путём формирования общественного мнения. Много ярких примеров социальной рекламы с идеологическим подтекстом приведено в статье о социальной рекламе в эпоху Гражданской войны, когда две противоборствующие идеологии использовали в качестве одного из методов информационной войны плакаты с социальной рекламой: одна сторона продвигала идеи коммунизма и социализма, при этом демонизируя империализм и монархию, а вторая сторона – наоборот.

В качестве современных примеров можно привести социальную рекламу, продвигающую идеи всё того же коммунизма или рекламу других достаточно широких и глобальных идей, например, идеологии перехода к разумному обществу.

Плакат идеологического характера с Лениным в Петрозаводске.Плакат идеологического характера с Лениным в Петрозаводске.Реклама идеологии перехода к разумному обществуРеклама идеологии перехода к разумному обществу

 

 

 

 

Чтобы идеологическая функция социальной рекламы действительно работала, необходимым условием является массовость её распространения и широкий охват отдельных аспектов той или иной идеологии. Например, можно рассмотреть ряд плакатов эпохи СССР: слава трудящимся; свобода, равенство, братство; просвещение и тяга к знаниям и множество других… По отдельности это всё реклама каких-то конкретных ценностей и моделей поведения людей в обществе, но если взглянуть на всю эту рекламу комплексно, то можно заметить нечто общее, а именно: все эти плакаты в совокупности охватывают суть коммунистической идеологии, продвигая и укрепляя её в обществе. В этом и заключается идеологическая функция социальной рекламы.

2) воспитательная функция социальной рекламы сводится к формированию ценностного компонента личности и созданию социально одобряемых установок. Например, социальная реклама может быть нацеленной на детей и подростков и показывать им положительный пример поведения в обществе: уступать место пожилым людям в общественном транспорте, помогать старшим в делах по дому, защищать младших товарищей от хулиганов.

Социальная реклама: не будь таким! (уступи место пожилому человеку)Социальная реклама: уступи место старшимСоциальная реклама: помогай старшим!Социальная реклама: не обижай малыша.

 

 

 

 

 

 

 

3) образовательная (просветительская) функция социальной рекламы заключается в передаче посредством плакатов, видеороликов, стенгазет и прочих средств коммуникации некоторой систематизированной  информации, представляющей собой определённые знания, с целью повысить уровень грамотности населения в какой-либо сфере (это может быть и здоровый образ жизни, и экология, и финансовая грамотность и другие сферы). Например, в виде школьной стенгазеты или плаката о вреде алкоголя.

Стенгазета ЭкологияПлакат о пиве

 

 

 

 

 

 

 

4) информационная функция социальной рекламы заключается в донесении какой-либо информации с целью осведомления граждан о каком-то социальном проекте, мероприятии или интернет-ресурсе, а также донесения какой-либо статистики, касающейся определённой проблемы или сферы общества. Например, такую функцию выполняют плакаты с уведомлением: о проведении субботника; о проекте, занимающимся раздельным сбором отходов; о количестве ДТП за последний год и так далее.

5) агитационная функция социальной рекламы проявляется в виде конкретных призывов к действиям и оказывает побуждающее воздействие на сознание людей. Например, «приходите на субботник», «живите трезво», «будьте бдительны» и так далее.

6) объединяющая (сплачивающая, укрепляющая) функция социальной рекламы может проявляться на разных уровнях. В глобальном масштабе социальная реклама способна содействовать укреплению каких-либо социальных институтов, консолидации граждан страны, региона или города вокруг какой-либо проблемы. Например, социальная реклама, направленная на укрепление института семьи и традиционных семейных ценностей; объединение жителей всего города под флагом здорового образа жизни или на общегородской субботник. В узком смысле эта функция проявляется локально, например, при объединении жителей дома на субботник во дворе.

Социальная реклама. Проводите больше времени с детьмиСоциальная реклама: Рыбинск за здоровый образ жизни. (Елизавета Суровая)Социальная реклама: все идём на субботник!Социальная реклама: субботник во дворе

 

 

 

 

 

7) экономическая функция социальной рекламы заключается в экономической выгоде для государства и общества в целом, которую приносит социальная реклама за счёт достижения некоторого эффекта по снижению остроты социально-общественных проблем. Например, проблема алкоголизации России наносит ежегодный ущерб примерно в 1 триллиард рублей. Если за счёт социальной рекламы добиться снижения уровня потребления алкоголя на 20%, то и экономические потери от этой проблемы также уменьшатся.

8) эстетическая функция социальной рекламы раскрывается в художественных образах и идеях, реализуемых в социальной рекламе художниками и дизайнерами, а также в формировании эстетического вкуса граждан.

9) имиджевая функция социальной рекламы реализуется посредством размещения на рекламном материале информации о спонсоре, который, оплатив производство и размещение социальной рекламы, получает, в свою очередь, некоторый пиар своего бренда.

Далее – Виды социальной рекламы