В Республике Беларусь социальная реклама возведена в ранг государственной. По закону, её официальным размещением на рекламоносителях могут заниматься только органы власти. Исходя из этого, может показаться, что качество и количество социальной рекламы в Беларуси должно оставлять желать лучшего. Но так ли это на самом деле?
На самом деле в Беларуси довольно много социальной рекламы, а особенно наружной (чем не могут похвастаться многие страны, в т.ч. Россия). Причём тематика социальных плакатов весьма разнообразна, а качество материалов на довольно высоком уровне.
Совершим виртуальную прогулку по Минску и оценим, какие плакаты можно там увидеть.
Довольно много внимания в наружной социальной рекламе Минска уделяется детской тематике:
«Даже маленький шанс спасает великую детскую жизнь» — реклама социального проекта в Беларуси.
«Держи крепче!» — плакат от Госавтоинспекции Беларуси, призывающий мам быть внимательными с колясками.
«Гордимся, что научили правилам безопасности» — социальный плакат, показывающий родителям важность обучения детей технике безопасности.
«Без кресла не поеду! — Детские автокресла снижают смертность в ДТП на 71%» — ещё один плакат от Госавтоинспекции Беларуси.
«Они не ищут опасность. Они просто любят конфеты» — Социальная реклама напоминает родителям о важности контроля за ребёнком и одновременно объясняет, что они шалят не со зла.
«Дети не ищут опасность. Они просто играют» — Социальная реклама, выполненная в таком же идейном стиле, как и предыдущий плакат.
«Твой ребёнок не на дороге?» — Социальная реклама на всякий случай интересуется у родителей, в курсе ли они, где их ребёнок? Точно ли он не подвержен никакой опасности?
«Спасибо. У вашей помощи долгая жизнь» — Реклама социального проекта «Шанс» на одном из остановочных павильонов Минска.
Также уделяется внимание и пожилым людям. Например, данный плакат призывает помогать им адаптироваться к современным технологиям.
«Научи своих близких покупать билеты в театр не выходя из дома» — плакат на одной из улиц Минска.
Это — серия плакатов на тему помощи пожилым людям в сфере современных информационных технологий. На улицах Минска есть плакаты и с другими вариантами текста: предлагается научить близких не выходя из дома узнавать расписание электричек, оплачивать коммунальные услуги, покупать товары с доставкой на дом и т.д.
Кстати, на заднем фоне виднеется другой плакат социальной рекламы (тот, что с енотами) — о нём мы ещё расскажем далее.
Есть плакаты и в целом на семейную тематику, ниже один из примеров такой социальной рекламы:
«Семья — то, что нас объединяет» — социальный плакат на тему семьи в Минске.
Данный плакат, исходя из символов, использованных в оформлении, перекликается с темой патриотизма. Кстати говоря, эта тема в Беларуси тоже не обходится стороной. Например, на улицах Минска можно встретить немало плакатов, так или иначе связанных с патриотизмом.
«История — то, что нас объединяет» — плакат на тему патриотизма в Беларуси. На рисунке изображена Стела Победы, а рядом с ней — большой и современный Музей Великой Отечественной войны.
«Культура — то, что нас объединяет». На картинке изображена Национальная библиотека Республики Беларусь, расположенная в г. Минске и известная своей необычной архитектурной формой и большими архивами.
«Вкус белорусского языка. Агрэст — Крыжовник» — социальная реклама, призывающая не забывать пользоваться белорусским языком.
Кстати, обеспокоенность по поводу языка не безосновательна. Белорусский язык используется, в основном, в государственных учреждениях и муниципальном транспорте Минска, а в сфере торговли и в бытовом общении между белорусами преобладает всё же русский язык: на улицах очень редко можно услышать белорусскую мову. При этом в школах преподают оба языка.
«3 июля — День независимости Республики Беларусь» — такой плакат был размещён на центральных улицах Минска в преддверии праздника. Кстати, датой Дня независимости Беларуси выбран день освобождения Минска от фашистских захватчиков — 3 июля 1944 года.
Перекликается с темой патриотизма и серия плакатов от Министерства по налогам и сборам Беларуси.
«Налоги — это наша природа». Это налоговая служба Беларуси не о себе, конечно. А о том, что налоги граждан идут в том числе и на озеленение городов, решение экологических проблем, благоустройство зелёных насаждений. Тоже мотивация.
«Налоги — это наше искусство». Снова указание на то, что налоги граждан идут на общественно-полезные сферы жизни. Возможно, кого-то из граждан данный посыл смотивирует не уклоняться от уплаты налогов или просто не относиться к налогам как к несправедливому обременению со стороны государства.
«Я люблю Беларусь». Простенький баннер, который тоже можно отнести к патриотическим (наверное, таким он задумывался). Хотя вовсе не обязательно тот, кто любит свою страну — настоящий патриот. Как выразился Марк Твен, «Патриотизм поддерживает Вашу страну всё время и правительство — когда оно заслуживает этого».
Не забывают в Беларуси и про сферу экономики. Например, один из плакатов рекламирует фонд поддержки малого бизнеса.
«Большое дело начинается с малого бизнеса». Социальная реклама от Министерства экономики Республики Беларусь рассказывает о поддержке малого предпринимательства.
Важное место среди всей социальной рекламы в Беларуси занимают экологические плакаты:
«Рыба не пожалуется! Берегите чистоту водоёмов»
«Как поступить правильно с отработанными батарейками? Выбрасывайте в контейнеры для батареек в магазине».
«Как поступить правильно со старой техникой? Приносите в места сбора в крупных магазинах или заказывайте вывоз».
А вот и енот, который уже фигурировал на одном из баннеров выше, но был не главным персонажем на фотографии. Правда, здесь он один, а не три (так как формат плаката другой).
«Ваша забота, а не енота! Картонную и бумажную упаковку, старые газеты, журналы, тетради выбрасывайте в специальные контейнеры для отходов бумаги». Кстати, на улицах и во многих дворах Минска установлены контейнеры для раздельного сбора отходов, так что следовать этой рекомендации горожанам должно быть несложно.
Одной из серьёзных проблем в сфере здравоохранения в Беларуси является табакокурение. На борьбу с вредной привычкой также брошены силы наружной социальной рекламы.
«Кислород или никотин. Выбирай сам!». Разумный выбор очевиден, однако курящих людей в Беларуси по-прежнему довольно много — около 29% взрослого населения. Стоит отметить, что это число снижается с каждым годом (в 2009 году доля курящих составляла 39%).
«Защитим родную землю от табачного дыма». Оформление немного странное — текст тяжело прочитать сходу. Но посыл правильный, и наличие такой соцрекламы в Беларуси не может не радовать.
«Звёзды за безопасность». Ещё один несколько странный в плане оформления плакат. Не сразу можно понять, что его посыл заключается в том, чтобы не курить дома в постели.
Кстати, на одном последнем фото оказались сразу 3 плаката с социальной рекламой — и все на разные темы (их мы уже показали ранее в этой статье). Это показательный пример того, что социальной рекламы на улицах Минска действительно много, а вот коммерческой рекламы — мало (по крайней мере, намного меньше, чем в российских городах). Именно поэтому Минск можно охарактеризовать как город с низкой информационной зашумлённостью, а преподносимая информация зачастую носит социальный характер, а не коммерческий.
Также в сфере здравоохранения белорусская социальная реклама затрагивает и актуальную тему контроля за артериальным давлением, ведь гипертония является очень распространённым и опасным недугом.
«Будьте внимательны к своему здоровью. Контролируйте своё давление!» Если приглядеться внимательно, то на плакате можно заметить опечатку. А вы нашли её?
Размещаются плакаты и на тему занятия физической культурой:
«Здоровый образ жизни — здоровая семья».
От темы здорового образа жизни мы перейдём к теме безопасности. А если точнее — противодействия торговле людьми.
«Собираешься за границу — звони 113». Серия этих плакатов от МВД направлена на противодействие торговле людьми и помогает людям безопасно выезжать за границу. Напечатана, кстати, при поддержке американской организации USAID.
Завершаем подборку наружной социальной рекламы в Беларуси плакатом, на котором изображена работа одного из белорусских художников. Оригинал хранится в Национальном музее Республики Беларусь. По замыслу, наверное, подобные иллюстрации должны пробуждать интерес граждан к Национальному музею, да и изобразительному искусству вообще.
И. И. Олешкевич (1777-1830). Портрет девочки. Исполнено в 1823 году. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Примечательно, что среди наружной социальной рекламы Минска не нашлось места плакатам на тему употребления алкоголя. Возможно, они иногда и размещаются, но нами пока замечены не были.
Зато есть видеоролик от МЧС Беларуси, призывающий не купаться пьяными:
В продолжение формата видео, включим в данную подборку ещё несколько социальных роликов:
Подытоживая, можно отметить, что социальная реклама в Беларуси присутствует в немалых количествах на наружных носителях, на телевидении, в интернете. В основном, её заказчиками выступают государственные или муниципальные структуры. При этом качество материалов в целом довольно высокое, а сама социальная реклама затрагивает широкий спектр проблемных сфер жизни.